Музыка и Информатика
Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) “Музыка и информатика” был разработан в рамках национального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), стал победителем Всероссийского конкурса грантов в номинации «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» (грант Национального Фонда Подготовки Кадров совместно с Министерством образования и науки РФ). ИУМК относится к учебным материалам нового поколения и предполагает активное использование компьютера преподавателем и учащимися как непосредственно на уроке, так и во внеурочное время: при подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий, в творческой и проектной деятельности. Абсолютно оригинальная разработка, созданная сотрудниками УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" во взаимодействии с учителями музыки и информатики школ г. Санкт-Петербурга.
Цели обучения:
· воспитание художественного вкуса и нравственно-эстетических чувств детей;
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений;
· творческое овладение исполнительскими умениями и навыками музыкально-творческой деятельности в различных ее видах;
· творческое овладение новым инструментом на базе музыкального компьютера;
· ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность;
· развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на формирование познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий;
· освоение знаний, способствующих формированию алгоритмического и логического мышления;
· овладение основами информационной и коммуникационной культуры.
Планируемые результаты (предметные, интеллектуальные):
· способность самостоятельно мыслить и действовать;
· способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки;
· коммуникабельность, умение работать в коллективе;
· развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности;
· развитие творческих способностей детей через активное музицирование: ребенок не только слушает и созерцает, но и получает возможность творческого самовыражения;
· развитие логического и образного мышления, внимания и памяти;
· использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;
· освоение навыков работы на компьютере;
· обучение элементам русского языка при изучении ритмического рисунка, как в музыке, так в словах и предложениях;
· развитие навыков устного счета через освоение ритмослогов.
Общий объем занятий в год - 36 часов.
Каждая тема включает в себя несколько уроков, материал может быть использован и как элемент урока музыки, либо предложен в виде факультативного курса.
По каждой теме предлагается справочно-информационный материал:
· краткий биографический очерк о композиторе, чья музыка звучала на уроках: текст, фото, музыкальные фрагменты, видеоматериалы;
· репертуар для слушания музыки;
· песенный репертуар;
· фонохрестоматия;
· нотная хрестоматия.
Программа содержит:
· электронную рабочую тетрадь для учащегося;
· мультимедийные наглядные пособия;
· методические материалы, поурочные разработки для учителя;
· фонохрестоматию;
· нотную хрестоматию;
· материалы для администрации;
· систему интерактивного тестирования и учета результатов обучения (элементы портфолио) и др.
1-й год обучения «Я учусь музицировать с помощью компьютера»
I четверть: Марш. Танец. Песня
Тема 1. Урок 1. Путешествие в мир музыки. Марш.
Тема 2. Урок 2. Шаги в музыке.
Тема 3. Урок 3. Шаги в словах.
Тема 4. Урок 4. Шаги, которые слышны в словах и музыке.
Тема 5. Урок 5-7. Учимся читать ритмический рисунок.
Урок 8. Урок – концерт.
II четверть: Большое путешествие в мир балета
Тема 1. Урок 1. Знакомство с жанром балета. Знакомство с регистрами.
Тема 2. Урок 2. Что такое аккомпанемент.
Тема 3. Урок 3. Ритмический аккомпанемент.
Тема 4. Урок 4. Видна, но не слышна. Пауза.
Тема 5. Уроки 5 - 6. Гармонический аккомпанемент.
Урок 7. Урок – концерт.
III четверть: Большое путешествие в мир оперы
Тема 1. Уроки 1-2. Знакомство с жанром оперы. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на двух звуках.
Тема 2. Уроки 3-4. Увертюра. Трехчастная форма. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на двух звуках.
Тема 3. Уроки 5-8. Либретто. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на трех звуках.
Тема 4. Уроки 8-9. Премьера. Форма рондо. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на четырех звуках.
Урок 10. Урок – концерт.
IV четверть: Симфонический оркестр
Тема 1. Уроки 1-2. Виды оркестров. Симфонический оркестр.Ступени 1-й октавы. Длительности.
Тема 2. Уроки 3-4. Группа деревянных духовых. Партитура. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на трех звуках.
Тема 3. Уроки 5-6. Группа медных духовых. Ударные. Тональность до мажор.
Урок 7. Урок – концерт.
Репертуарный план для игры на midi-клавиатуре (первое полугодие)
Главная цель обучения игре на midi-клавиатуре – превратить детей из пассивных потребителей музыки в активно музицирующих, дать возможность заниматься творчеством на музыкальном компьютере.
1. Игра изучаемых нот по всей клавиатуре вверх и вниз под гармоническую последовательность;
2.«Марш» - С.Прокофьева: игра на опорном звуке;
3.«Дон-дон», «Андрей-воробей» - русские народные прибаутки: подбор, игра на одном звуке поочередно разными руками, затем двумя руками одновременно через 2 октавы;
4.«Воробушек» - Л.Хереско: игра на опорных звуках;
5.«Юмореска» - А.Дворжака: игра по кластерам;
6.«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» - П.И.Чайковского: ритмический аккомпанемент (ударная группа инструментов).
К репертуару прилагается нотная хрестоматия и фонограмма для разучивания с указанием времени звучания и методической нарезкой.
В 1-й год обучения при освоении клавиатуры ставятся следующие практические задачи:
1. Научить детей в пределах 3-х звуков играть; подбирать; сочинять.
2. Играть non legato и staccato в пределах 4-х звуков: попевки; детские песенки.
3. Аккомпанировать: ритмический аккомпанемент (ударные инструменты), гармонический аккомпанемент (по кластерам, на опорных звуках, basso ostinatо).
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в классе
Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые, тестовые, мультимедиа-урок, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка и др.
Соответствие требованиям к уровню подготовки выпускника, являющимся частью ФГОС
Полученные знания полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся первой ступени общего образования по предметам «Информатика» и «Музыка», что способствует формированию ключевых компетенций на раннем этапе развития, а также создает необходимую базу для дальнейшего творческого развития, обучения на предпрофильной и профильной ступени.
Разработанные материалы выложены в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://www.school-collection.edu.ru), которая является частью Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) и доступна всем школам РФ.
Здесь можно скачать демо-версию программы.
А теперь... история начинается!
|
Здравствуйте, мальчики и девочки!
Здорово, что вы зашли к нам в гости. К кому к нам? О, нас тут много: я и мои друзья - огромная музыкальная планета! У нас есть виртуальная машина времени, на которой мы совершаем путешествия... Читать Дальше >>>
|
|