ЛАБОРАТОРИЯ
ОБУЧЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
НАУЧНАЯ РАБОТА
МУЗЕЙ
В соцсетях:

Подпишитесь на рассылку:  

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


МУЗЫКА И ИНФОРМАТИКА  

Музыка и Информатика

Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)  “Музыка и информатика” был разработан в рамках национального проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), стал победителем Всероссийского конкурса грантов в номинации «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» (грант Национального Фонда Подготовки Кадров совместно с Министерством образования и науки РФ). ИУМК относится к учебным материалам нового поколения и предполагает активное использование компьютера преподавателем и учащимися как непосредственно на уроке, так и во внеурочное время: при подготовке к занятиям, выполнении домашних заданий, в творческой и проектной деятельности. Абсолютно оригинальная разработка, созданная сотрудниками УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" во взаимодействии с учителями музыки и информатики школ г. Санкт-Петербурга.

                                                      

                Цели обучения:

·              воспитание художественного вкуса и нравственно-эстетических чувств детей;

·              развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений;

·              творческое овладение исполнительскими умениями и навыками музыкально-творческой деятельности в различных ее видах;

·              творческое овладение новым инструментом на базе музыкального компьютера;

·              ознакомить с основами информатики через музыкально-практическую деятельность;

·              развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на формирование познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий;

·              освоение знаний, способствующих формированию алгоритмического и логического мышления;

·              овладение основами информационной и коммуникационной культуры.

 

Планируемые результаты (предметные, интеллектуальные):

·              способность самостоятельно мыслить и действовать;

·              способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки;

·              коммуникабельность, умение работать в коллективе;

·              развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и творческой деятельности;

·              развитие творческих способностей детей через активное музицирование: ребенок не только слушает и созерцает, но и получает возможность творческого самовыражения;

·              развитие логического и образного мышления, внимания и памяти;

·              использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;

·              освоение навыков работы на компьютере;

·              обучение элементам русского языка при изучении ритмического рисунка, как в музыке, так в словах и предложениях;

·              развитие навыков устного счета через освоение ритмослогов.

Общий объем занятий в год - 36 часов.

Каждая тема включает в себя несколько уроков, материал может быть использован и как элемент урока музыки, либо предложен в виде факультативного курса.

По каждой теме предлагается справочно-информационный материал:

  ·               краткий биографический очерк о композиторе, чья музыка звучала на уроках: текст, фото, музыкальные фрагменты, видеоматериалы;

  ·               репертуар для слушания музыки;

  ·               песенный репертуар;

  ·               фонохрестоматия;

  ·               нотная хрестоматия.

        

Программа содержит:

· электронную рабочую тетрадь для учащегося;

· мультимедийные наглядные пособия;

· методические материалы, поурочные разработки для учителя;

· фонохрестоматию;

· нотную хрестоматию;                                                                                      

· материалы для администрации;

· систему интерактивного тестирования и учета результатов обучения (элементы портфолио) и др.

     

             1-й год обучения «Я учусь музицировать с помощью компьютера»

        I четверть: Марш. Танец. Песня

Тема 1. Урок 1.        Путешествие в мир музыки. Марш.

Тема 2. Урок 2.        Шаги в музыке.

Тема 3. Урок 3.        Шаги в словах.

Тема 4. Урок 4.        Шаги, которые слышны в словах и музыке.

Тема 5. Урок 5-7.     Учимся читать ритмический рисунок.

              Урок 8       Урок – концерт.

II четверть: Большое путешествие в мир балета

Тема 1. Урок 1.       Знакомство с жанром балета. Знакомство с регистрами.

Тема 2. Урок 2.        Что такое аккомпанемент.

Тема 3. Урок 3.        Ритмический аккомпанемент.

Тема 4. Урок 4.        Видна, но не слышна. Пауза.

Тема 5. Уроки 5 - 6. Гармонический аккомпанемент.

              Урок 7.        Урок – концерт.

III четверть: Большое путешествие в мир оперы

Тема 1. Уроки 1-2.  Знакомство с жанром оперы. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на двух звуках.

 Тема 2. Уроки 3-4  Увертюра. Трехчастная форма. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на двух звуках.

 Тема 3. Уроки 5-8.   Либретто. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на трех звуках.

 Тема 4. Уроки 8-9.   Премьера. Форма рондо. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на четырех звуках.

              Урок 10.      Урок – концерт.

IV четверть: Симфонический оркестр

Тема 1. Уроки 1-2.    Виды оркестров. Симфонический оркестр.Ступени 1-й октавы. Длительности.

Тема 2. Уроки 3-4.    Группа деревянных духовых. Партитура. Пишем, играем, подбираем, сочиняем на трех звуках.

Тема 3. Уроки 5-6.    Группа медных духовых. Ударные. Тональность до мажор.

              Урок 7.         Урок – концерт.

                  Репертуарный план для игры на midi-клавиатуре (первое полугодие)

Главная цель обучения игре на midi-клавиатуре – превратить детей из пассивных потребителей музыки в активно музицирующих, дать возможность заниматься творчеством на музыкальном компьютере.

1. Игра изучаемых нот по всей клавиатуре вверх и вниз под гармоническую последовательность;

2.«Марш» - С.Прокофьева: игра на опорном звуке;

3.«Дон-дон», «Андрей-воробей» - русские народные прибаутки: подбор, игра на одном звуке поочередно разными руками, затем двумя руками одновременно через 2 октавы;

4.«Воробушек» - Л.Хереско: игра на опорных звуках;

5.«Юмореска» - А.Дворжака: игра по кластерам;

6.«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» - П.И.Чайковского: ритмический аккомпанемент (ударная группа инструментов).

К репертуару прилагается нотная хрестоматия и фонограмма для разучивания с указанием времени звучания и методической нарезкой.

В 1-й год обучения при освоении клавиатуры ставятся следующие практические задачи:

1. Научить детей в пределах 3-х звуков играть; подбирать; сочинять.

2. Играть non legato и staccato в пределах 4-х звуков: попевки; детские песенки.

3. Аккомпанировать: ритмический аккомпанемент (ударные инструменты), гармонический аккомпанемент (по кластерам, на опорных звуках, basso ostinatо).

   

 

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в классе

         Основной формой занятий является комбинированная, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые, тестовые, мультимедиа-урок, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-инсценировка и др.

Соответствие требованиям к уровню подготовки выпускника, являющимся частью ФГОС

Полученные знания полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся первой ступени общего образования по предметам «Информатика» и «Музыка», что способствует формированию ключевых компетенций на раннем этапе развития, а также создает необходимую базу для дальнейшего творческого развития, обучения на предпрофильной и профильной ступени.

Разработанные материалы выложены в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://www.school-collection.edu.ru), которая является частью Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) и доступна всем школам РФ.

Здесь можно скачать демо-версию программы.

А теперь... история начинается!

Здравствуйте, мальчики и девочки!

Здорово, что вы зашли к нам в гости. К кому к нам? О, нас тут много: я и мои друзья - огромная музыкальная планета! У нас есть виртуальная машина времени, на которой мы совершаем путешествия... Читать Дальше >>>

 

Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, наб. р. Мойки, 48, корп. 1, ауд. 239
Тел. (812) 571-96-02 e-mail: gorbunova@herzen.spb.ru, umlmktlab@gmail.com Дежурный консультант: +7 (812) 571-96-02